кастрационно-резистентный раком предстательной железы лечениеИзвестно, что более чем у 80% пациентов с распространенным раком предстательной железы удается достичь стабилизации опухолевого процесса путем блокады андрогенов. Почти у 80% этих больных в течение 12–18 месяцев наступает прогрессирование заболевания, но уже в форме кастрационно-резистентного рака предстательной железы (КРРПЖ).

КРРПЖ – одна из немногих сложных онкологических патологий, тактика лечения которой вызывает большие разногласия среди ученых и клиницистов всего мира. Одним из перспективных направлений в лечении КРРПЖ является назначение комбинированной терапии аналогами соматостатина и дексаметазоном. В настоящее время в России и за рубежом проведен ряд клинических исследований по применению аналогов соматостатина с дексаметазоном при лечении КРРПЖ. Как правило, исследования выполнены на небольших группах пациентов, использовались разные аналоги соматостатина, разные дозировки препаратов, результаты недостаточно классифицированы. Эти обстоятельства делают необходимым выполнение еще одного исследования для более четкого представления места этого препарата
в лечении больных с КРРПЖ.

С начала 2012 г. по декабрь 2013 г. на базе Городской больницы № 57 г. Москвы и Краснодарского краевого онкологического диспансера проведено исследование, целью которого явилось определение оценки эффективности и безопасности лечения больных КРРПЖ, как не получавших цитотоксической терапии, так и после лечения доцетакселом.

В исследование включено 64 пациента с КРРПЖ, которые получали лечение октреотидом длительного действия 30 мг и дексаметазоном. Октреотид вводили внутримышечно по 30 мг каждые 28 дней в сочетании с пероральным применением дексаметазона: 4 мг в течение первого месяца, 2 мг в течение следующих двух недель и 1 мг в качестве поддерживающей дозы до конца курса лечения. Возраст пациентов варьировал от 51 до 81 года. Средний возраст больных составил 67,4 года. У подавляющего большинства пациентов уровень ПСА достигал 50 нг/мл и более и имел место генерализованный опухолевый процесс. Пациенты были разделены на две группы. В первой группе (n = 31) получали терапию после завершения лечения бикалутамидом 150 мг, во второй (n = 33) во время прогрессирования КРРПЖ после химиотерапии (ХТ) первой линии – доцетакселом, средняя продолжительность курсов доцетаксела составила 7,6 ± 8,9 месяца (2–14). Все пациенты до развития гормонорезистентности получали гормональную терапию под контролем кастрационного уровня тестостерона. Пациенты продолжали получать андрогенную депривацию в течение периода лечения октреотидом.

В первой группе количество курсов варьировало от 3 до 14 (медиана – 6, среднее – 6,7 ± 3,3). Во второй группе количество циклов составило от 2 до 13 (медиана – 5, среднее – 5,7 ± 3,3). Эффективность лекарственного лечения оценивали после каждого курса комбинированной терапии, осуществляя гематологический контроль, определение уровня ПСА сыворотки крови, оценку качества жизни и уровня болевого синдрома. При обследовании пациента проводили оценку общего состояния по шкале Карновского и болевого синдрома по шкале ВОЗ. Результаты и обсуждение. Анализ полученных результатов показал, что в обеих группах большинство пациентов имели положительную динамику ПСА: 22 (71%) больных, не получавших ХТ, и 15 (45,5%) в группе после ХТ. В первой группе снижение уровня ПСА более 50% отмечено у 14 (45,2%) пациентов, во второй группе – у 6 (18,2%). У пациентов, перенесших ХТ, стабилизация заболевания составила 24,2% (8 больных). Следует отметить, что длительность положительного эффекта составила 3–13 месяцев, стабилизация уровня ПСА в группе после ХТ более чем 3 месяца – 53,3%, медиана безрецидивной выживаемости – 5 месяцев. На фоне проводимой терапии количество пациентов, не требующих приема анальгетических препаратов, в обеих группах увеличилось на 6,7%. В целом следует отметить снижение градации болевого синдрома у 19,4% (6 из 31) пациентов в первой группе и у 12,1% (4 из 33) во второй. Положительная динамика наблюдалась и в изменении статуса активности больных. Изменение статуса активности в положительную сторону произошло у 4 (12,9%) пациентов первой группы и у 2 (6,1%) в группе после ХТ.

Октреотид длительного действия – высокоэффективный аналог соматостатина, способный оказывать лечебный эффект у 31,3% больных КРРПЖ со снижением уровня ПСА > 50%, у 45,2% больных, не получавших химиотерапевтического лечения, и у 24,2% больных со стабилизацией уровня ПСА, прогрессирующих после завершения первой линии терапии доцетакселом. У всех больных, которым проводилась комбинированная терапия, каких-либо побочных эффектов, нежелательных явлений не отмечено. Применение аналогов соматостатина открывает дополнительные возможности лекарственного лечения больных РПЖ.

Авторы: Эффективность и безопасность октреотида длительного действия с дексаметазоном в условиях медикаментозной кастрации в лечении больных с кастрационно-резистентным раком предстательной железы. Мордовин А.А., Русаков И.Г., Мишугин С.В., Грицкевич А.А. Городская клиническая больница № 57, Москва, Россия Краснодарский краевой онкологический диспансер, Краснодар, Россия 2014г.

Ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.