роботическая хирургияРак предстательной железы (РПЖ) – одно из наиболее часто встречающихся злокачественных новообразований у мужчин среднего и пожилого возраста. За последние три десятилетия частота раковых заболеваний предстательной железы почти удвоилась. В настоящее время во многих развитых странах РПЖ выходит на первое место среди причин смерти от раковых заболеваний у мужчин. Выявляемость РПЖ по сравнению с любыми другими онкологическими заболеваниями прогрессивно увеличивается с возрастом. Столь широкое распространение РПЖ ставит его в ряд наиболее важных социальных проблем современности. В последние четверть века РПЖ являлся предметом пристального изучения урологов всего мира, результатом чего явилось несколько открытий, носящих революционный характер. К ним можно отнести открытие простатспецифического антигена и внедрение в широкую практику мультифокальной биопсии простаты под контролем трансректального ультразвукового исследования (ТРУЗИ). Популяризация программы скрининга рака простаты и ранняя постановка диагноза обусловили широкое распространение позадилонной радикальной простатэктомии и последующее совершенствование техники ее выполнения. Впервые позадилонный доступ для выполнения радикальной простатэктомии предложил T. Millin в 1945 г. В настоящее время, спустя более чем 50 лет, открытая позадилонная радикальная простатэктомия широко применяется во всем мире как операция, способная безопасно и эффективно избавить больного от локализованного рака простаты. В то же время высокая инвазивность этого вмешательства привела к необходимости поиска альтернативных путей избавления пациента от РПЖ. Задачей этих альтернативных операций было обеспечить сходную с открытой радикальной простатэктомией эффективность при возможно более низкой морбидности.

Традиционно урология считается высокотехнологичной специальностью, в рамках которой активно используются все современные малоинвазивные методики. Целью минимально-инвазивных хирургических вмешательств является снижение риска повреждения окружающих тканей и оптимизация функциональных и онкологических результатов. Максимальное качество визуализации операционного поля, трехмерное изображение, инструменты, способные повторить движения руки хирурга, возможность ультраточной диссекции – все это было предложено для достижения указанной цели. Роботизированная технология обладает всеми указанными преимуществами и способна конкурировать с широко используемыми лапароскопическими методиками, а по многим позициям и превосходить их.

Концепция минимально-инвазивного доступа для выполнения простатэктомии известна с начала 1990-х гг. Schuessler и соавт. впервые выполнили тазовую лимфаденэктомию из лапароскопического доступа. Немногим позже, в 1992 г., ряд ученых описали первый успешный опыт выполнения лапароскопической радикальной простатэктомии. Однако ранние результаты лапароскопических вмешательств были не очень оптимистичными. Несмотря на это, в конце 1990- х гг. ряд авторов, продолживших совершенствование лапароскопической радикальной простатэктомии, сообщили о результатах, сравнимых с открытой операцией. Данные работы явились поворотной точкой для широкого распространения данной малоинвазивной методики. В основ- ном это произошло благодаря представленному авторами пошаговому руководству по выполнению лапароскопического вмешательства и развитию видеооборудования. Однако следует заметить, что даже в руках опытных лапароскопистов данная процедура является трудновыполнимой в отсутствие опыта открытых операций.

В 2000г. Menon и соавт. в госпитале Генри Форда (Henry Ford Hospital) начали выполнение радикальной простатэктомии с роботической ассистенцией. С того времени операция получила широкое распространение во многих странах мира. К настоящему моменту робот-ассистированная радикальная простатэктомия (РРП) является наиболее распространенной роботической операцией во всем мире. Налицо рост быстрой популяризации данной процедуры: в 2003 г. было выполнено 2648 РРП, а уже в 2004 г. – 9000 РРП. К 2005 г. данный показатель составил около 16 500 случаев (20% от всех выполненных радикальных простатэктомий за год). Уже в 2008 г. 80% всех радикальных простатэктомий в США выполнено при помощи робота da Vinci (по данным сайта www.intuitivesurgical.com, только в США за год было выполнено 72 000 РРП). К 2014 г. данный показатель составил 95%. К 2014 г. имеет место более чем 7000 публикаций, посвященных роботической хирургии, более 3500 систем da Vinci инсталлированы в более чем 1500 медицинских учреждениях по всему миру. В 2013 г. выполнено около 320 000 роботических операций по всему миру, наиболее популярной из которых является радикальная простатэктомия. Несмотря на это, РРП до сих пор остается сравнительно «молодой» операцией. До настоящего времени отсутствует достаточное количество данных длительных сравнительных многоцентровых исследований эффективности и безопасности роботической радикальной простатэктомии. Имеются лишь отдельные публикации из ведущих урологических клиник Европы и США. Сегодня урология является ведущей областью применения роботизированной технологии, а радикальная простатэктомия – наиболее часто выполняемым оперативным вмешательством.

Источник: Конгресс РОУ 2014г., К докладу «Интеграция роботических технологий в урологии» Пушкарь Д.Ю., Колонтарев К.Б. Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова. Представлена первая часть доклада. Вторая часть доклада (читать подробнее…)

ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ К АНДРОЛОГУ

ЗАДАТЬ ВОПРОС АНДРОЛОГУ

Один Комментарий

  1. Уведомление Робот-ассистированные урологические операции (система Da Vinci). Опыт клиники урологии МГМСУ | uronews

Ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.