Заболевания, обусловленные герпесвирусами (ВПГ, ЦМВ, ВЭБ, ВПГ 6 типа), занимают одно из ведущих мест в инфекционной патологии человека. Масштабы распространения герпесвирусов (ГВ) в популяции впечатляют – во всем мире более 90% населения инфицировано ВПГ и от 40 до 80% — ЦМВ. Генитальный герпес (ГГ) – одна из наиболее значимых проблем в клинической вирусологии. Известно, также, что в подавляющем большинстве выявляются и диагностируются только те случаи, когда диагноз устанавливается по типичным клиническим проявлениям рецидивов генитального герпеса (РГГ).
В современной Европе ГГ доминирует среди всех ИППП, а, например, в США ежегодно выявляется 20000 больных ГГ. ВПГ-инфекция передается всеми известными путями передачи, при этом использование презерватива не дает 100% гарантии от заражения вирусом. Актуальность проблемы очевидна и определяется не только плохо контролируемым и постоянно увеличивающимся ростом рецидивирующих форм ГГ и числом бессимптомных форм ВПГ-инфекции, но и способностью вируса негативно влиять на органы репродуктивной системы мужчин и женщин сексуально активного детородного возраста, что превращает эту проблему не только в медицинскую, но и макросоциальную.
Наиболее часто встречаемое заболевание у мужчин – воспаление предстательной железы. Простатит — многофакторное заболевание с не выясненным до конца патогенетическим механизмом — характеризуется поражением как паренхиматозный, так и интерстициальной ткани, с возможным развитием в дальнейшем аутоиммунных нарушений. Помимо острого различают хронический бактериальный простатит (ХБП), хронический абактерильный простатит (ХАП) и асимптоматический простатит. Определение возбудителя в инициациях простатита одно из решающих условий для проведения полноценной патогенетической терапии.
Общепризнано, что при ХБП (категория II) ведущая роль принадлежит грамотрицательным энтеробактериям и, в меньшей степени, грамположительным микробам.
ХАБ (категория III-А воспалительный) и ХАБ (III-В невоспалительный) отличаются по количеству лейкоцитов в образцах, полученных из секрета простаты, в моче после массажа простаты и в сперме — при этом других четких лабораторных диагностических критериев для этих форм заболевания в настоящее время нет.
К мало вероятным, но в то же время возможным, относят такие этиологические агенты как коагулазонегативные стафилококки, S.epidermidis; к спорным и не вполне доказанным — Chl. Trachomatis, M. Hominis, Ur. Urealiticum, Тr. vaginalis, грибы, а также ряд трудно культивируемых коринеподобных бактерий и др.
Значительный интерес для фундаментальной и практической андрологии представляет ВПГ-инфекция.
Ухудшение качества жизни мужчин, вызванное рецидивами ГГ и обострениями ХАП, а также высокая вероятность вертикальной передачи внутриклеточно инфицированных сперматозоидов ВПГ в яйцеклетку при оплодотворении — вызывают закономерный интерес при оценке мужского фактора при неудачах репродуктивных технологий (до 25-30%) и угрозе спонтанного прерывания беременности при естественном зачатии.
Материалы и методы: в течение 2011 года наблюдали 75 мужчин в возрасте от 18 до 43 лет. Помимо стандартных клинико-лабораторных обследований всем мужчинам производилось углубленное вирусологическое исследование с использованием методов культуральной (посев) и ПЦР диагностики. Для исключения возможной контаминации вирусов из мочевого пузыря или уретры последовательно забирали материал сначала из уретры, затем исследовали секрет простаты, мочу и эякулят. За рамками исследования остались микст-инфекции – вирусно-вирусные и вирусно-бактериальные ассоциации.
Целью исследования являлось:
1. Изучение роли ВПГ в этиологии ХАП у мужчин с рецидивирующим герпесом гениталий (РГГ) – 1 группа (29 чел.)
2. Анализ частоты выделения ВПГ в эякуляте и секрете простаты у мужчин с бессимптомной и субклинической формами ГГ, поступивших на обследование по поводу бесплодного брака – 2 группа (46 чел.)
Результаты исследования: в первой группе у 10 (34,5%) пациентов на фоне клинических проявлений ВПГ и обострения симптомов простатита выявлен ВПГ в секрете простаты и на основании результатов клинико-лабораторного обследования диагностирован ХАП (категория III-А). У 6 из 10 больных за несколько дней до появления герпетических высыпаний, появлялись специфические симптомы, характерные для обострения хронического простатита, диагноз которого подтверждался при осмотре пациентов. В этих случаях ВПГ являлся основным фактором в инициации рецидива воспаления простаты. У 9 (65,5%) пациентов – с клиническими признаками простатита также был обнаружен вирус, но без лейкоцитоза в секрете предстательной железы и был диагностирован ХАБ (категория III-B).
Во второй группе (46 чел.) ни в одном случае мужчины жалоб не предъявляли, клинические проявления ГГ отсутствовали. Всем им по результатам вирусологического обследования на основании выделения вируса из секрета простаты и/или эякулята был постановлен диагноз «бессимптомная форма ГГ». У 17 (37%) мужчин этой группы был диагностирован ХАП (категория IV), при этом, в сперме ВПГ у них не выявлялся; у 29 (63%) пациентов ВПГ был выявлен одновременно в секрете простаты и в эякуляте.
Роль герпесвирусов и негативное влияние ВПГ-инфекции, в частности, на развитие и возникновение обострений ХАБ, а также на репродуктивное здоровье мужчин в целом, практическими врачами явно недооценивается. В Герпетическом Центре, при исследовании 2244 образцов эякулята, вирусоспермия (выделение ВПГ и/или ЦМВ) была выявлена у 495 пациентов, т.е. в 22,1% случаев. Бессимптомные формы ВПГ-инфекции органов мочеполовой системы у мужчин, характеризующиеся выделением ВПГ при отсутствии клинических симптомом заболевания, встречаются значительно чаще, чем принято считать.
Приведенный материал свидетельствует о необходимости вирусологического обследования мужчин, в семьях, где планируется беременность. Убедительным свидетельством этого служат представленные наблюдения за мужчинами без клинических проявлений РГГ, которые были направлены гинекологами для исключения или подтверждения ВПГ в секрете простаты и/или эякуляте.