Профессор, заслуженный деятель науки РФ, д.м.н. Михаил Иосифович Коган руководит кафедрой урологии Ростовского государственного медицинского университета уже почти два десятка лет. В своем интервью он поделился накопленным опытом, рассказал о текущих проблемах, достижениях и мечтах.
– Михаил Иосифович, насколько благоприятен сейчас период для работы вашей кафедры?
– Сказать, насколько благоприятен, значит, сравнивать этот период с какими-то другими. На самом деле, мало, что меняется в России в последние, скажем, 10 лет, что касается медицинской науки или медицинских кафедр университета. Но я предполагаю, что в ближайшее десятилетие многое должно измениться. Поэтому любой год нашей работы мы считаем для себя априори благоприятным. Нужно находиться в состоянии взвешенного, разумного оптимизма. В рамках существующего недофинансирования, как принято говорить в нашей стране, кафедра должна развиваться, а я как руководитель должен ее развивать. Это внутренняя моя обязанность. Кафедра – не моя собственность, но это коллектив, который я создавал. тот коллектив работает достаточно продолжительное время и, на мой взгляд, он развивается. В чем я вижу развитие коллектива? Прежде всего в том, что интерес к обучению на нашей кафедре проявляют врачи-урологи со всей страны. Дело в том, что мы занимаемся обучением не только студентов, но и врачей (различные формы последипломного образования). У нас обучаются врачи в ординатуре, то есть приходят в ординатуру для того, чтобы приобрести специальность «Уролог». Они у нас обучаются в аспирантуре для того, чтобы развиться как научные исследователи. Они проходят у нас сертификационное обучение, сдают экзамены и получают сертификаты. У нас полтора десятка различных циклов тематического усовершенствования по различным разделам урологии. Безусловно, работая с врачами, мы должны поддерживать и достаточно высокий уровень своей собственной квалификации.
– Прежде всего каждый преподаватель ведет серьезную научно-исследовательскую работу. Ведя собственное исследование, он, естественно, должен знать все, что делается в мире по избранной теме. Постоянно работает в Интернете, в базах данных, собирает всю современную литературу. Далее – участие в европейских, американских конгрессах, в конгрессах Международного общества урологов, представление докладов на этих конгрессах. Наша кафедра на каждом ежегодном главном европейском конгрессе презентует по несколько (4–8) докладов, принимается примерно 1100 докладов. В прошлом году со всей России было принято 25, четыре из них – с нашей кафедры. И мы не просто делаем доклады, а завоевываем первые места. В этом году из четырех наших докладов два получили первые премии по различным разделам урологии. Преподаватели обязательно должны развивать свою хирургическую технику, то есть должны сами повышать свою квалификацию как хирурги, ездить в зарубежные и отечественные клиники и стажироваться. Все мои преподаватели занимаются этим постоянно.
– Конечно. Университетская клиника, где мы все работаем. Но она не единственная. У нас есть и другие клиники, которые являются учебными базами нашей кафедры, где мы тоже оперируем, где обучаются наши врачи, ординаторы, аспиранты и так далее. Эти базы имеют свою особую специализацию. Для того чтобы быть интересным как педагог, мы должны знать, уметь и делать больше, чем это может получить врач через Интернет, на конференции, через какие-то другие формы приобретения знаний.
– Дело в том, что урология – это не теоретическая медицинская специальность. Это практическая хирургическая специальность. И уролог должен быть хирургом. Для того чтобы осваивать хирургию, надо учиться определенным методикам в тех клиниках, где хорошо поставлена эта работа. Поэтому любой врач, который хочет освоить какой-либо раздел хирургии, должен куда-то поехать и где-то получить определенные навыки. А просто в Интернете учиться хирургии нельзя.
– Нехватки нет. Урология в нашей стране – довольно продвинутая специальность, ее любят врачи в нашей стране и с удовольствием осваивают. В урологию идут, как правило, люди, которые хотят добиться очень многого. Потому что эта специальность для освоения достаточно трудная. Она стала труднее многих других хирургических специальностей в течение последних 20 лет – очень много аппаратуры, новых техник, новых знаний, которыми ты должен владеть, скажем, лазерная хирургия. Это отдельная подотрасль, где необходимо разбираться в волнах, мощностях оборудования, в правилах работы с тем или иным инструментом. Здесь особая технология производства операций. –
– Что касается южного региона. Скажем, при разработке учебных планов учитываются какие-то специфические заболевания, проблемные для юга России?