Олег Иванович АполихинКогда говорят о репродуктивном здоровье, то прежде всего имеют в виду и пекутся о здоровье женщины. Хотя понятно, что ни о какой репродукции не может быть и речи, если в ней не задействован мужчина. Однако здоровье мужчины как бы отодвигается на задний план, что негативно сказывается на демографии. Об этом обозреватель «РГ» беседует с главным специалистом Минздрава России по репродуктивному здоровью, директором НИИ урологии имени Лопаткина ФМИЦ имени Герцена профессором Олегом Аполихиным.

Олег Иванович, статистика свидетельствует: за последние 30 лет младенческая смертность в России снизилась в 3 раза. С 1990 года в 4,2 раза снизилась материнская смертность. А мужская?

Олег Аполихин: Женским здоровьем в России занимается сеть государственных и муниципальных лечебных учреждений акушерско-гинекологического профиля. Действуют целевые государственные программы охраны здоровья матери и ребенка. Ничего подобного нет для отцовства. Хотя известно, что причина большинства женских репродуктивных проблем — мужчина. И это естественно: процесс репродукции, во всяком случае, пока еще невозможен без нашего участия. Точно так же, как репродуктивное здоровье женщины немыслимо без репродуктивного здоровья мужчин. Невозможно без нас и репродуктивное поведение.

Репродуктивное поведение?..

Олег Аполихин: Это система действий, отношений и психических состояний личности, направленных на рождение или отказ от рождения ребенка в браке и вне брака. По своему характеру репродуктивное поведение может быть контрацептивным (действия, направленные на предотвращение зачатия), абортивным (действия направлены на предотвращение нежелательного рождения), и собственно репродуктивное, (действие, направленное на рождение ребенка). И главный тут мужчина. Именно от него в 90% случаев зависит выбор.

63% российских женщин считают, что в идеальной семье должно быть два ребенка или меньше. А 64% из тех женщин, у которых уже двое детей, больше не хотят рожать. Если первого ребенка женщина может родить, что называется «для себя», а вот третьего, доказано, «заказывает» мужчина. И роль мужчины не ограничивается предоставлением генетического материала при зачатии. Мужчина — это человек, играющий решающую роль в воспитании ребенка, определении его жизненных приоритетов. Во всяком случае, так должно быть.

Исследования психологов показывают: дети, выросшие без отца, в 5 раз чаще совершают самоубийство, в 35 раз чаще сбегают из дома и в 9 раз чаще бросают школу. Они в 10 раз чаще становятся наркоманами. В 9 раз чаще вероятность того, что закончат свою жизнь в нищете, в 20 раз чаще — что в тюрьме. А в мире, к великому сожалению, все больше и больше детей воспитываются в неполных семьях.

Ко мне нередко обращаются молодые, успешные, здоровые женщины примерно после 30-35 лет, с просьбой помочь пройти процедуру ЭКО. Они, к сожалению, незамужние, но очень хотят ребенка. И отказать им в этом, на мой взгляд, грешно.

Олег Аполихин: Согласен. Еще в Библии сказано: «жена… спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2:14-15). Заметьте, говорится не о воспитании, а именно о рождении ребенка. Но прав был поэт Арсенев, написав слова популярной песни: «Женское счастье, был бы милый рядом. Ну а больше ничего… ничего не надо». И значит, куда важнее, чтобы мужчина хотел и мог не только зачать ребенка, но и обеспечить надлежащее его воспитание.

При опросе Всероссийского центра исследования общественного мнения на вопрос: «С чем связано для вас ощущения счастья?» — самым популярным ответом стало «благополучие в семье». Так ответил каждый третий россиянин — 30%. Этот ответ намного опередил наличие учебы и работы (14%), самореализацию (4%), материальное благополучие (4%).

Согласитесь, несправедливо почти все репродуктивные потери списывать на женщину. В них не менее виноваты представители сильного пола.

Олег Аполихин: Они виноваты даже куда больше. Каждая 6-я женщина делает аборт, потому что ее мужчина не желает иметь ребенка. Каждый третий аборт женщина делает потому, что не в состоянии обеспечить в одиночку воспитание ребенка. Устранение хотя бы этих двух причин могло бы привести к рождению 440 680 желанных детей в год.

В структуре материнской смертности 30% приходится на так называемые предотвращаемые причины. Например, кровотечения в родах. Это чаще всего следствие патологии отделения плаценты. Ученые подтвердили, что плацента — не стерильный орган, как предполагалось ранее. У нее собственное сообщество микроорганизмов — микробиом. И нарушение этого микробиома, в первую очередь, за счет инфекций, передающихся половым путем (ИППП), чаще всего и приводит к преждевременным родам, даже к летальным осложнениям в родах и послеродовом периоде.

Здоровье мужчины прямо влияет на вынашивание ребенка. По данным последних исследований, наличие у мужа любой инфекции, передающейся половым путем, увеличивает вероятность выкидыша на 90 процентов. Да что говорить: огромное количество современных молодых мужчин страдают хроническим простатитом, а ведь в основе его все те же инфекции, передаваемые половым путем. У женщин с более чем одним выкидышем в анамнезе, инфекция, передающаяся половым путем, обнаруживается в 4 раза чаще. Даже инфекции, которые в настоящее время рассматриваются как почти безопасные (уреаплазма и микоплазма), приводят к тяжелым нарушениям у плода. Эти микроорганизмы проникают в плодные оболочки, плаценту и вызывают выраженное воспаление с последующим самопроизвольным абортом. Вирусы, такие как вирус простого герпеса 1 и 2 типа, приводят к хроническому воспалительному процессу в тканях плода, в эпителии матки… Следствие? Самопроизвольные аборты.

А многие женщины даже не подозревают, что в них «сидит» такая инфекция.

Олег Аполихин: Самое страшное, что эти инфекции никак внешне не проявляются. Женщина может и не подозревать, что она не просто носитель инфекции, передающейся половым путем, но и страдает от выраженного воспалительного процесса во внутренних половых органах. И часто единственное проявление процесса — рецидивирующие выкидыши. Естественно, что если лечить при этом только женщину, то муж будет заражать ее снова и снова.

Цифра: 90 процентов случаев, когда выбор женщины — рожать или не рожать — зависит от мужчины
Что же прикажете делать?

Олег Аполихин: Надо обязательно знать: у женщины источник инфекции, передающийся половым путем, в том числе во время беременности, практически всегда мужчина. Но, если женщина по поводу беременности проходит определенные обследования при постановке на учет в женской консультации, то ее муж, как правило, никак не обследован. Поэтому даже при лечении женщины от ИППП, вполне вероятно ее повторное заражение от супруга. А значит, при выявлении такой инфекции у женщины, обследовать и лечить надо и ее полового партнера. Например, в случае эндометрита ИППП встречаются в 75% случаев, вагинита — в 45% случаев, цистита — в 30% случаев.

А вирус папилломы человека, который поражает самых молодых женщин?

Олег Аполихин: Доказано, что эта инфекция, передаваемая половым путем, приводит к развитию рака шейки матки.

Беспорядочные половые связи, небрежение к институту брака, ранние сексуальные дебюты. И в то же время позднее вступление в законный брак, позднее рождение ребенка. Эти «приметы времени» не могут не влиять на демографию…

Олег Аполихин: Вы абсолютно правы. Именно в этом главная причина основных бед репродукции, а значит, и демографии. Возраст сексуального дебюта снизился до 14 лет. А возраст вступления в брак, напротив, возрос до 26 лет у женщин и 28 лет, а то и позже, у мужчин. Сколько до этого могло быть беспорядочных половых связей, остается лишь предполагать. Конечно, почти всегда это приводит к негативу для последующего репродуктивного здоровья. И, естественно, к огромным в дальнейшем затратам, необходимости использования дорогостоящих высоких технологий для лечения бесплодия, вынашивания беременности, рождения здорового ребенка и так далее. К тому же происходит смещение гендерных ролей в современной семье. Все чаще можно видеть женщин, стремящихся прежде всего сделать карьеру, а уже потом заниматься семьей и детьми.
Мужское население принято называть «сильным полом». Однако сегодня именно сильный пол нуждается в квалифицированной и всесторонней помощи. На Западе практически любой мужчина, если у него что-то не в порядке со здоровьем, сразу бежит к андрологу. А у нас вообще мало кто знает, что это за врач и чем он занимается. Вот любопытные результаты исследования: больше половины опрошенных мужчин всерьез считают, что андорологи занимаются лечением инфекций мочеполовой системы, кожных и венерических заболеваний, болезней желудочно-кишечного тракта…

Оставляет желать лучшего и структура оказания андрологической помощи. Большинство мужчин со своими проблемами чаще всего идут к частнопрактикующему андрологу (89%). И обычно тогда, когда болезнь запущена. А профилактически к урологу по месту жительства обращаются лишь 6,3%. Вывод только один: нужно государственное внимание к проблемам мужского здоровья. Так, как это сделано в отношении здоровья женщин. Иначе все наши планы по улучшение демографии не будут реализованы. Необходимы государственные программы поддержки ответственного отцовства, здоровых браков. И тут не надо изобретать велосипед — в мире есть опыт создания подобных программ.

Источник: http://www.rg.ru/2015/01/23/apolihin.html

Ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.