Последние годы нарушение репродуктивной функции мужчин, состоящих в бесплодном браке, приобрело особую значимость. Доля мужского фактора бесплодия по данным зарубежной и отечественной литературы составляет от 30 до 40 %. Особую группу больных составляют мужчины с тяжелыми нарушениями сперматогенеза – глубокой олигозооспермией, секреторной азооспермией, криптозооспермией. (транзиторная азооспермия). Диагноз транзиторной азооспермии устанавливается в случаях, когда у пациента в спермограммах фиксируется азооспермия, имеющая преходящий, временный характер. Данное состояние обратимо, и через определенные промежутки времени мы можем обнаружить в эякуляте сперматозоиды в минимальных концентрациях. Редкое присутствие сперматозоидов в эякуляте мужчин с криптозооспермией ограничивает возможности их лечения. Эти факторы диктуют необходимость неоднократного поиска сперматозоидов в образцах эякулята, полученных через определенные промежутки времени, или экстракцию сперматозоидов из биоптатов яичек — проведение процедуры (TESE). При получении сперматозоидов проводится их криоконсервация для дальнейшего использовании в протоколах ВРТ. До настоящего времени нет единого мнения, какой источник сперматозоидов (эякулят, биоптат) является предпочтительным для использования в процедурах ИКСИ. Цель работы: оценка эффективности использования в программах ВРТ криоконсервированных сперматозоидов, полученных из эякулята пациентов с криптозоостпермией.
Материалы и методы: В исследуемую группу вошли 14 пациентов активного репродуктивного возраста 25-38 лет (средний возраст составил 31,5 года) с первичным бесплодием в анамнезе, транзиторной азооспермией. Больные были тщательно обследованы, соблюдая стандарты: исключены ИППП, проведены генетические исследования в объеме кариотипирования, носительства гена муковисцедоза, AZF-фактор. Показатели гормонального статуса не выходили за пределы референсных значений. Был исключен обструктивный фактор криптозооспермии. Все мужчины получали курс предварительной неспецифической стимуляции сперматогенеза в виде витамино- и ферментотерапии на протяжении 30 дней. Пациентам проводились многократные исследования спермы с промежутками в 3-5 дней в течение месяца. Во всех случаях в эякулятах были выделены единичные сперматозоиды, которые подвергались криоконсервации с использованием среды Sperm-freeze, и в дальнейшем использовались в программах ЭКО/ИМСИ.
Результаты: Сперматозоиды, пригодные для ЭКО/ИМСИ, были получены из эякулята у всех 14 больных(100%) с необструктивной криптозооспермией. Половые клетки использовали для криоконсервации, и в дальнейшем они были применены в программе ВРТ. Клиническая прогрессирующая беременность наступила у 8 (57,1%) женщин после использования размороженной спермы в программе ЭКО/ИМСИ. У 2-х женщин (14,2%) произошли выкидыши на ранних сроках, у 4-х (28,6%) – отмечено неудовлетворительное качество эмбрионов. Полученные результаты совпадают с данными мировой литературы.
Выводы: Тактика лечения транзиторной азооспермии может включать в себя сочетание неспецифической стимуляции сперматогенеза с использование витаминов и ферментных препаратов. Процедура многократного получения сперматозоидов из эякулята и последующая криоконсервация позволяет с успехом использовать образцы в протоколах ВРТ. Создание банка спермы пациентов с транзиторной азооспермией является обоснованной тактикой ведения данной категории больных. Это может увеличить шанс наступления беременности в процедурах ЭКО/ИКСИ в условиях использования собственной спермы.
Источник: Опыт использования криоконсервированной спермы пациентов с транзиторной азооспермией в программах ЭКО/ИМСИ. Виноградов И.В., Габлия М.Ю., Алексеев Р.А., Коршунов М.Н. ФПКМР РУДН, Москва 2012