В связи с внедрением современных медицинских технологий произошли существенные изменения диагностики и лечения рака почки. Чаще стали выявляться локализованные образования небольших размеров и стадий. В связи с этим значительно увеличились возможности выполнения органосохраняющих операций [1,2,3].
Не редко новообразования почки диагностируются у пациентов, которым не возможно выполнение традиционной нефрэктомии или резекции почки. И единственным методом лечения остаются динамическое наблюдение или паллиативная рентгенэндоваскулярная эмболизация (РЭЭ). Однако, появление в последнее время различных методик «разрушения» новообразований почки, позволило расширить показания к более радикальному лечению у данной категории пациентов. Одним из таких методов является радиочастотная аблация (РЧА). Метод уже достаточно рутинно применяется при опухолях печени не только за рубежом, но и в ведущих российских клинических центрах. В 1997 году  Zlotta et al. впервые применили радиочастотную аблацию при опухоли почки. Через год Yohannes et al. доложили о своем опыте РЧА с помощью ретроперитонеоскопического доступа. Они применили эту методику для лечения опухоли почки размером 2,0 см, расположенную по передней границе правой почки у пожилого пациента с почечной недостаточностью. Процедура осуществлялась с помощью аппарата RITA Model 1500X (RITA Medical Systems, Mountain View, CA). Было проведено два цикла по 5,5 минут, мощность составляла 90 Вт при температуре 105°C. Контрольная компьютерная томография через 48 часов после манипуляции показала участки низкой плотности в зоне воздействия и отсутствие осложнений. В последующем множество групп ученых применяли этот метод с помощью лапароскопического и перкутанного доступа для лечения различных групп пациентов [4,5].
В основе метода РЧА лежит конверсия радиочастотных волн в тепло, в результате чего происходит термальное повреждение ткани [5,6].
Эффективность и безопасность РЧА значительно повышаются при ее сочетании с предварительной суперселективной окклюзией сосудов, питающих опухоль почки [6,7,8].
Показанием для такой методики может являться:
— почечно-клеточный рак единственной или трансплантированной почки, когда даже органосохраняющая операция может нарушить функцию почки;
—  синхронный билатеральный первичный почечно-клеточный рак;
— пациенты с синдромом von Hippel-Lindau, склонные к развитию почечно-клеточного рака с мультифокальным ростом, для которых альтернативным лечением может быть только билатеральная нефрэктомия с последующим диализом;
— нежелание пациента или невозможность выполнения органосохраняющей или органоуносяцей операции в связи с тяжелым соматическим статусом.
Не смотря на большое количество работ по использованию РЧА в качестве монотерапии при раке почки, в литературе мы встретили лишь отдельные наблюдения об эффективности и результатах комбинированного лечения (РЧА + РЭЭ) [4,5,6].
Приводим собственное наблюдение.
Больной О., 73 года. В 1998г. у пациента диагностирована генетическая предрасположенность к тромбобразованию – дефект метилентетрагидрофоллатредуктазы (MTHFR C677T). В дальнейшем по поводу данного заболевания наблюдался в гематологическом центре и постоянно получал терапию варфарином. В 1999 г. возник тромбофлебит вен правой нижней конечности, в связи с чем, выполнена перевязка бедренной вены на уровне бедренного треугольника. Спустя год при обследовании в сосудистом отделении диагностирован тромбоз правой подвздошной вены, по поводу чего установлен кавафильтр. В октябре 2005 года при плановом обследовании случайно выявлено объемное образование правой почки (рис1,2).
Учитывая имеющуюся у пациента патологию свертываемости крови (склонность к тромбообразованию) и связанный с этим высокий риск интра- и послеоперационных осложнений, от открытого оперативного вмешательства пришлось отказаться. С целью предотвращения прогрессирования опухолевого процесса 08.12.05. выполнена трансбрахиальная артериография правой почечной артерии, суперселективная эмболизация артерий, питающих опухоль верхнего сегмента правой почки (рис3,4).
По данным МСКТ от 2007 года, отмечено увеличение размеров новообразования на 4мм (рис5,6).
28.06.07 выполнена повторная трансбрахиальная артериография правой почечной артерии, суперселективная эмболизация артерий, питающих опухоль правой почки (рис.7). При контрольной артериографии выявлена полная окклюзия питающей артерии, коллатеральный кровоток к опухоли отсутствует (рис.8).
По данным контрольной МСКТ от 2008г. в верхнем сегменте правой почки по задне – латеральной поверхности определяется образование неоднородной структуры, представленное кистозным и мягкотканым компонентом, активно неоднородно накапливающим контрастный препарат в артериальную фазу, размерами 36х31х30мм. В проекции верхнесегментарной ветви правой почечной артерии визуализируются 3 гиперденсные (металлической плотности) структуры (спирали Gianturco). Отмечается увеличение размеров опухоли на 5мм по сравнению с данными КТ исследования от 2007г (рис.9,10).
Принято решение о выполнении пациенту сфокусированной радиочастотной аблации опухоли правой почки. С целью снижения вероятности геморрагических осложнений в ходе РЧА 29.10.08. произведена суперселективная эмболизация артерий, питающих опухоль правой почки (рис.11,12,13,14).
Спустя месяц после эмболизации выполнена радиочастотная аблация опухоли правой почки. Под контролем ультразвукового датчика в опухоль проведен зонд для радиочастотной аблации. Зонд раскрыт внутри образования на 2,0см. Достигнута температура в 1000С, мощность 150Вт. Экспозиция 10 минут. Затем зонд раскрыт дополнительно на 0,5 см, экспозиция 5 мин., режимы аблации те же (рис.15,16). При контрольном УЗ исследовании в зоне локализации опухоли визуализируется гиперэхогенная структура до 4,5 см. Патологических изменений в паранефральной клетчатке не выявлено.
Течение послеоперационного периода без особенностей. При контрольной МСКТ через 2 месяца после РЧА в верхнем сегменте правой почки сохраняется образование кистозной структуры и мягкотканым компонентом, не накапливающее контрастный препарат (рис.17,18).
Наблюдение за пациентом продолжается.

Несмотря на отсутствие отдаленных результатов о комбинации РЭЭ и РЧА в лечении рака почки, накапливающийся опыт использования данной методики свидетельствует о ее эффективности, безопасности и перспективности. У ряда пациентов комбинация РЭЭ и РЧА может являться альтернативой открытой операции, расширяя тем самым арсенал современных малоинвазивных методов лечения опухоли почки.

Комбинация суперселективной эмболизации и радиочастотной аблации в лечении опухоли почки

В связи с внедрением современных медицинских технологий произошли существенные изменения диагностики и лечения рака почки. Чаще стали выявляться локализованные образования небольших размеров и стадий. В связи с этим значительно увеличились возможности выполнения органосохраняющих операций.

Не редко новообразования почки диагностируются у пациентов, которым не возможно выполнение традиционной нефрэктомии или резекции почки. И единственным методом лечения остаются динамическое наблюдение или паллиативная рентгенэндоваскулярная эмболизация (РЭЭ). Однако, появление в последнее время различных методик «разрушения» новообразований почки, позволило расширить показания к более радикальному лечению у данной категории пациентов. Одним из таких методов является радиочастотная аблация (РЧА). Метод уже достаточно рутинно применяется при опухолях печени не только за рубежом, но и в ведущих российских клинических центрах. В 1997 году  Zlotta et al. впервые применили радиочастотную аблацию при опухоли почки. Через год Yohannes et al. доложили о своем опыте РЧА с помощью ретроперитонеоскопического доступа. Они применили эту методику для лечения опухоли почки размером 2,0 см, расположенную по передней границе правой почки у пожилого пациента с почечной недостаточностью. Процедура осуществлялась с помощью аппарата RITA Model 1500X (RITA Medical Systems, Mountain View, CA). Было проведено два цикла по 5,5 минут, мощность составляла 90 Вт при температуре 105°C. Контрольная компьютерная томография через 48 часов после манипуляции показала участки низкой плотности в зоне воздействия и отсутствие осложнений. В последующем множество групп ученых применяли этот метод с помощью лапароскопического и перкутанного доступа для лечения различных групп пациентов.

В основе метода РЧА лежит конверсия радиочастотных волн в тепло, в результате чего происходит термальное повреждение ткани.

Эффективность и безопасность РЧА значительно повышаются при ее сочетании с предварительной суперселективной окклюзией сосудов, питающих опухоль почки.

Показанием для такой методики может являться:

— почечно-клеточный рак единственной или трансплантированной почки, когда даже органосохраняющая операция может нарушить функцию почки;

—  синхронный билатеральный первичный почечно-клеточный рак;

— пациенты с синдромом von Hippel-Lindau, склонные к развитию почечно-клеточного рака с мультифокальным ростом, для которых альтернативным лечением может быть только билатеральная нефрэктомия с последующим диализом;

— нежелание пациента или невозможность выполнения органосохраняющей или органоуносяцей операции в связи с тяжелым соматическим статусом.

Не смотря на большое количество работ по использованию РЧА в качестве монотерапии при раке почки, в литературе мы встретили лишь отдельные наблюдения об эффективности и результатах комбинированного лечения (РЧА + РЭЭ).

Приводим собственное наблюдение.

Больной О., 73 года. В 1998г. у пациента диагностирована генетическая предрасположенность к тромбобразованию – дефект метилентетрагидрофоллатредуктазы (MTHFR C677T). В дальнейшем по поводу данного заболевания наблюдался в гематологическом центре и постоянно получал терапию варфарином. В 1999 г. возник тромбофлебит вен правой нижней конечности, в связи с чем, выполнена перевязка бедренной вены на уровне бедренного треугольника. Спустя год при обследовании в сосудистом отделении диагностирован тромбоз правой подвздошной вены, по поводу чего установлен кавафильтр. В октябре 2005 года при плановом обследовании случайно выявлено объемное образование правой почки.

Учитывая имеющуюся у пациента патологию свертываемости крови (склонность к тромбообразованию) и связанный с этим высокий риск интра- и послеоперационных осложнений, от открытого оперативного вмешательства пришлось отказаться. С целью предотвращения прогрессирования опухолевого процесса 08.12.05. выполнена трансбрахиальная артериография правой почечной артерии, суперселективная эмболизация артерий, питающих опухоль верхнего сегмента правой почки.

По данным МСКТ от 2007 года, отмечено увеличение размеров новообразования на 4мм .

28.06.07 выполнена повторная трансбрахиальная артериография правой почечной артерии, суперселективная эмболизация артерий, питающих опухоль правой почки. При контрольной артериографии выявлена полная окклюзия питающей артерии, коллатеральный кровоток к опухоли отсутствует.

По данным контрольной МСКТ от 2008г. в верхнем сегменте правой почки по задне – латеральной поверхности определяется образование неоднородной структуры, представленное кистозным и мягкотканым компонентом, активно неоднородно накапливающим контрастный препарат в артериальную фазу, размерами 36х31х30мм. В проекции верхнесегментарной ветви правой почечной артерии визуализируются 3 гиперденсные (металлической плотности) структуры (спирали Gianturco). Отмечается увеличение размеров опухоли на 5мм по сравнению с данными КТ исследования от 2007г .

Принято решение о выполнении пациенту сфокусированной радиочастотной аблации опухоли правой почки. С целью снижения вероятности геморрагических осложнений в ходе РЧА 29.10.08. произведена суперселективная эмболизация артерий, питающих опухоль правой почки .

Спустя месяц после эмболизации выполнена радиочастотная аблация опухоли правой почки. Под контролем ультразвукового датчика в опухоль проведен зонд для радиочастотной аблации. Зонд раскрыт внутри образования на 2,0см. Достигнута температура в 1000С, мощность 150Вт. Экспозиция 10 минут. Затем зонд раскрыт дополнительно на 0,5 см, экспозиция 5 мин., режимы аблации те же . При контрольном УЗ исследовании в зоне локализации опухоли визуализируется гиперэхогенная структура до 4,5 см. Патологических изменений в паранефральной клетчатке не выявлено.

Течение послеоперационного периода без особенностей. При контрольной МСКТ через 2 месяца после РЧА в верхнем сегменте правой почки сохраняется образование кистозной структуры и мягкотканым компонентом, не накапливающее контрастный препарат.

Несмотря на отсутствие отдаленных результатов о комбинации РЭЭ и РЧА в лечении рака почки, накапливающийся опыт использования данной методики свидетельствует о ее эффективности, безопасности и перспективности. У ряда пациентов комбинация РЭЭ и РЧА может являться альтернативой открытой операции, расширяя тем самым арсенал современных малоинвазивных методов лечения опухоли почки.

Авторы: Ю.Г. Аляев, С.А. Кондрашин, Н.И. Сорокин, Н.З. Гафаров Урол. клиника (дир. – член-корр. РАМН, проф. Ю.Г. Аляев) ММА им. И.М. Сеченова

Ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.